Главная
Оглавление
Оригинал записи в блоге
Вчера / Дожили до понедельника.

— 26 ноября 2014, 1:44 —

 

Реставрация советских фильмов — это безусловно благо. Старые фильмы теперь доступны в том числе и в формате высокой чёткости. Невероятной чистоты стал и звук в этих картинах. Что явлется показателем продолжения жизни советской кульуры уже в современном мире — произведения, созданные в Стране Советов, не только не затерялись за десятилетия, но и очевидно будут с нами ещё многие века. Как и «Слово о полку Игоревом», как и «Преступление и наказание».

Однако, мне не дают покоя перегибы. Про раскрашивание чёрно-белых фильмов уже много сказано, но я всё же держался немного в стороне от этого, оставаясь сдержанно негативно настроенным, до тех пока не увидел, что добрались уже до наиценнейших для меня фильмов, а конкретно до «Приходите завтра». Никакие аргументы меня не убедят в благостности переделывания отличного чёрно-белого изображения в жалкое подобие выцветшей фотографии: ей богу, словно ребёнок добрался до родительского фотоальбома и наивно пытается добавить красок в снимки.

Хорошо, что не дошло дело до раскраски «Александра Невского». Этот фильм я впервые посмотрел, когда мне было лет десять от силы, и он произвёл на меня неизгладимое впечатление. После я пересматривал его далеко не один раз, но тогдашний ещё детский восторг всё никак не улетучится — настолько сильное вышло у Эйзенштейна полотно. И всё же «Александру Невскому» досталось от реставраторов. Я понимаю мотивацию в смене титров, мол, старые и в экран не влазят, и вообще неаккуратно ёрзают в кадре. Но, чёрт побери, зачем стоило менять шрифт? Типичное для тридцатых годов начертание, отсылающее даже чем-то к конструктивизму, было заменено на нечто как будто из стандартного набора «Виндоус».

1

Да, титры для отреставрированной версии необходимо было перерисовать. Бесспорно. Но почему оно не было сделано максимально приближенным к оригиналу? Эйзенштейновские титры уже своим весом показывают свою значимость, резкий контур создаёт в контексте фильма остроту и некоторую агрессивность, но и обязательно зритель ощущает важность момента. Новые же существуют просто для передачи сообщения. Содержание — это хорошо, но терять при этом былую форму… стоило ли оно того?

2

А ведь при всеповальном стремлении к высокому качеству версию оригинальную с оригинальными титрами уже довольно проблематично становится найти — при первой же возможности она заменятеся на отреставрированную. Так скоро многие даже и не будут знать о том, что фильм когда-то выглядел несколько иначе.

 

— парэдокс —