Главная
Оглавление
Оригинал записи в блоге
Вчера / Учитель как строитель светлого будущего.

— 15 января 2009, 22:10 —

 

Скоро мне предстоит сдавать экзамен по Теории и методике преподавания истории в школе. Предмет, мягко говоря, забавный: связи с реальностью минимальны. Такое количество идеализма переплюнуть способна, наверное, только северокорейская пропаганда.

Воспитание личности, персональный подход к ученикам, использование исторических источников, использование средств мультимедии, ЕГЭ как максимально объективный экзамен. Что это за чушь? Вроде, не сказки писать должны педагоги, а воспитывать. Воспитывать, а не молоть утопическую ерунду о школе будущего, о плюрализме в курсе школьной истории.

Самое простое, по мнению многих, и очень важное на уроках истории — это использовать исторические источники для лучшей усвояемости материала учебника, для того, чтобы дать им, якобы, несколько точек зрения, после рассмотрения которых они, по идее, должны сформировать свою. Это было бы так. В идеале, опять же. Но к чему эти иллюзии, если основная масса не то что сформировать свою точку зрения — они чужую-то не всегда в состоянии пересказать, а уж про понять я вообще молчу.

Материал учебника для них — это потолок с одной стороны и граница, которую им пересекать-то и не стоит — с другой. Вносить сумятицу в умы разными точками зрения, по-моему, не стоит, да и использование исторических источников (а по сути отрывков из таковых) необходимо только для того, чтобы придать легитимности и большей весомоти тексту учебнка. Да и это не всегда необходимо.

Мое мнение базируется на том, что история в школе должна быть одной из движущих сил воспитания ребенка не как личности, а как гражданина. Он должен выходить из школы с тем мнением, которое необходимо сегодня. Чтобы при необходимости выбивающихся из строя было как можно меньше ибо плюрализмом объединить невозможно. Тому пример сегодняшняя Россия, в которой еще не ушло поколение живших при Советской власти. А когда оно уйдет можно будет спокойно забыть о плюрализме, о свободе мысли и делать того гражданина, который нужен, который будет «всегда готов». И начинать это, естественно, нужно со школы. Хоть это сейчас может и сложнее по названным выше причинам, но начинать, похоже, надо уже сейчас.

ЕГЭ в такой ситуации будет вредно еще больше, т.к. встав из-за школьной парты, человек должен не только хорошо знать историю, но знать как правильно ее истолковывать. Пустая зубрежка тут не к чему.

Ну, а мультимедия тут может разве что помочь на паре-тройке уроков развлечь класс опять же неся с собой ту историю, что нужна для формирования гражданина.

 

Так же для большей эффективности этого процесса необходима дисциплина. Никакого школьного самоуправления, никаких брюликов, никакой косметики: а только форма единого образца. Не дрез-код, а форма. Форма должна, в первую очередь, говорить ученикам: «Вы — не особенные! Вы — такие как все!»

Еще никакой демократии в воспитательном процессе: ребенок должен знать свое место в этом мире. Мало кто из серой массы способен вырваться наверх, но тем ценнее будут вырвавшиеся. Другие будут опасны, но вычислить их будет уже проще.

Серая масса должна превратить нас, наконец, из налогоплательщиков в людей нужных нашей стране.

 

Может тогда, наконец, наша школа сможет помочь власть имущим навести порядок в нашей Родине, сплотить ряды...

 

— парэдокс —